Повозки для лошадей


Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

ПОВОЗКИ



Повозка – транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностями повозок являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Экипажи бывают 2-х и 4-х колесными. Различаются они размерами (длиной и шириной хода),подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием, а также типом, рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью. В зависимости от вида запряжки повозка оборудуется или оглоблями или дышлом. Ранее у повозок были деревянные колеса с железными шинами, сейчас преобладают стальные обрезиненные или пневматичесие шины. ссг

– старинный изобретенный в Америке двухколесный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки. ссг

Андрец (одр, одрец, искажен. ондрец)(костромское, вятскон) - одноколка с волоками (жердями, которые сзади тащатся), для таски снопов, сена; сноповозка, д

Арба – двухколесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колеса ( диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решетчатые борта, монгольская арба обычно без бортов. ссг

Баруш - разновидность коляски. д

Беда, брыкушка - местное название двуколки. д

Бендюги - на юге России - простые сани, для возки соломы, навоза и пр. д

Берлина - дорожная коляска. д

- Повозка с кузовом в виде ящика, позволяющим перевозить сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.), а также собственно такой кузов. ссг

Бидарка - безрессорный двухколесный экипаж, распространенный в южных областях. ссг

Брек (англ.break)- английский четырехколесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя прдольными скамейкаи для пассажиров. ссг

Брик - название почтовых крытых, тяжелых,многоместных повозок. ссг,д

Бричка - легкая открытая повозка (как рессорная,так и примитивная безрессорная), применялась на юге и западе России. Польские брички легкие, дышловые, с плетеным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые. ссг,д

(англ. broudham)- двухместная карета, запрягаемая одной лошадью. м

Болок (болк,волок,волочек,волчек(от оболокать)) - зимняя повозка, открытые сани с верхом или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой. д

Виз-а-виз - сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против. ор

Воз - повозка с кладью. А также количество груза, умещающееся на повозке. Зависит от грузоподъемности последней (например воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500кг). ссг

Возок

- примитивная бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле (отсюда и название). Волокуша была распространена среди индейцев Северной Америки, а также в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др. бсэ

Волочки - то же, что и дрожки(московское). ссг,д

Вородун - местное(тульское) название двуколки. д

- (англ. Gig), двухколесный экипаж на одну лошадь с сиденьем для слуги сзади. бсэ

Гитара - разновидность пролетки.

Гласс-ландо

Грабли конные употребляемые для сгребания сена или хлебных колосьев, состоят из рамы, колесного хода, сиденья для рабочего, оглобель или дышла, грабильного прибора из изогнутых зубьев и подъемного снаряда; двух систем: американской и английской; конные грабли убирают в 10 часов при одном рабочем 6-9 десятин. БЕ

Двуколка - одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для двух человек. Грузоподъемность около 180 кг. Имеет откидные подставки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Иногда оборудуется откидной вагой для пристяжной лошади. ссг

"Дербистка" – качалка с рессорой, легче рабочей качалки, но достаточно прочна и устойчива. Применяется для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке. ссг

Дилижанс (франц. diligence, англ.(stage-)coach)- особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. ссг,бсэ

Дог-карт - легкий одноосный или двухосный экипаж с однолошадной или парной запряжкой, имеет одно сиденье. ссг

Дормез (франц.)- дорожная карета, в которой можно лежать вытянувшись. д

Драбина (от малоросийского "лестница"), драбы, дрябы - большая решетчатая телега, для возки снопов, сена. д

Дровни - разновидность саней. ор

Дроги - передок и задок повозки, связанные дрожинами, без кузова. На дроги устанавливали водовозную бочку, их использовали также для поездки в поле и т.д Дрогами также называли колесницу для погребения. ссг,д

Дрожки - короткие дроги для езды в городе. Имели над колесами короткие крылья для защиты от грязи и пыли. Могли быть безрессорными или полурессорными - с одной подрессоренной осью. Столбовые безрессорные дрожки имели сиденье, поднятое на столбиках. Чтоб не сидеть верхом или боком, придумали круглые(пролетки), нередко крытые, с откидным верхом. Четырехместные дрожки, с запонами и продольною разгородкою, назывались линейкою, на которую иногда ставился верх, на четырех столбиках, с занавесами кругом. ссг,д

Дрожки беговые – четырехколесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г.Орлова-Чесменского. До конца ХIХ века служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью. Позднее были вытеснены появившимися на русских ипподромах в 1880г. американками и качалками. ссг

Долгушка, долгуша - местное (Сибирь) название тарантаса. д

Зыбуша - местное (Сибирь) название тарантаса. д

Кабриолет ( фр.cabriolet)- легкий двухколесный экипаж на высоких колесах . ссг

- разновидность коляски.

Карета (от итал. carretta)- большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. ссг

Каруца - арба, телега, повозка (новороссийское, молдавское); бессарабское - почтовая телега. д

Качалка – двухколесный экипаж на пневматических шинах, используется на бегах и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани. ссг

Качалка рабочая (тренировочная)- устойчевее прочих качалок, имеет массу вместе с подушкой до 40кг. и создает более высокое тяговое сопротивление, что развивает мускулатуру рысака. В обиходе часто называется моторной,так как имеет колеса, сходные с мотоциклетными. ссг

Качалка призовая - имеет массу 15-20кг и более низкую посадку чем рабочие качалки, применяется для езды на приз. ссг

Кибитка - повозка или открытые сани с верхом на каркасе из выгнутых толстых прутьев, а также подобный верх сам по себе. ссг

Колымага - (коло? колыхать?) карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу; громоздкая или старинная карета, дормез. В Воронежской и Курской областях так называлась повозка с верхом, длинная кибитка, тарантас; в Нижегородской - сноповая телега, сноповозка. д

Коляска - комфортабельный рессорный экипаж с половинчатым верхом. ссг,д

Конка - конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872, а так же вагон такой дороги. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В районах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.В 1880-х гг. конка была основным видом городского транспорта в Москве. К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В 1894—96 перевозилось в год до 25 млн. пассажиров. Для содержания лошадей, хранения, ремонта и подготовки экипажей к поездкам были созданы коночные парки. Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний (частично в 1901, полностью в 1911) и постепенно заменена трамваем. мэ

Кошвы - длинная телега дня возки снопов (в Московской обл). д

Кошева - розвальни (сибирское), широкие, глубокие пошевни. д

Купе- закрытый двухместный экипаж, имеющий одно пассажирское сиденье. ор

(англ.cab., сокращение от cabriolet) - английский наемный экипаж для езды по городу. Закрытый двухместный двухколесный экипаж. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху. ор,м

Лайбы - местное(архангельское)название простых крестьянских саней, дровней. д

Ландо (англ.,фр.,нем landau)- четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного в 18 в. выпуском разнообразных экипажей, изготовлявшихся высококвалифицированными мастерами каретного дела.

Ландолет(фр.landaulet)- облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.

Лемега (лемеги) местное (псковское)- роспуски, дровни, дроги, ломовая телега. д

Линейка - первый вид городского общественного транспорта в Москве. Учреждён в сентябре 1847. Летние и зимние экипажи для 6—10 пассажиров с сиденьями по бокам (лицом к тротуару) были крытыми [летние — с колёсами и рессорами, зимние («общественные сани») — с полозьями]. В линейку запрягали 2 или 3 лошадей, в каждой линейке были кучер и кондуктор. Городские линейки курсировали от центра Москвы до застав Камер-Коллежского вала. Первая стоянка линеек была на Красной площади, затем перенесена к Ильинским воротам. В летнее время маршруты линейки продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались для загородных прогулок. С 1870-х гг. линейки стали вытесняться конками. мэ

"Лира" - качалка-рекордистка, наиболее легкая из качалок, езда на ней позволяет иногда при равных условиях улучшить резвость.

Марафон

Нетычанка (польск.)- одноколка с плетеным кузовем. д

Одноколка (одна колея?) - разного рода повозка о двух колесах; маленькая, крестьянская; одерчик, одринка, опрокидка, беда, брыкуша, чертопхайка. д

Одр, одер - старинное местное название различных повозок - двуколок, дрог или больших телег с высокими бортами в виде положенных на бок лестниц для перевозки снопов и т.д. Иногда под одром подразумевали кузов телеги без дрог. ссг

Омнибус (лат. omnibus - "для всех") - многоместный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутом в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в ХIХ веке (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции. ссг

Подвода

Подсанки - род больших салазок, которые подвязываются позади дровней при возке бревен, досок. д

Полозный прибор – приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество полозного прибора перед иными повозками состоит в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции. ссг

Полок – четырехколесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. ссг

Пошевни - широкие крестьянские сани, обшитые лубом или тесом. д

Пролетка - четырехколесный рессорный экипаж для легковой езды в городе. ссг

Ратка - чухонская одноколка; опрокидной кузов на дрогах, для возки и ссыпки земли, удобренья, нечистот и прочего. д

Розвальни (просторные, развалистые сани, где можно лечь, развалиться) - грузовые крестьянские сани с низким, расширяющимся сзади кузовом. д,ссг

Роспуск(и) - прицеп для перевозки длинномерных грузов (брёвна, доски и т.п.), соединяемый с передком при помощи самого груза. Состоит из рамы, скрепленной посредством подвески с осью колёс, и коника (опорного бруса с откидными стойками, удерживающими груз). Шкворневое соединение позволяет конику поворачиваться относительно рамы. бсэ

Рошпанка (вост.-сиб.)- телега на долгих, зыбких дрогах, или простой тарантас. д

Рыдван - стар. колымага, большая карета. бсэ

Сани (Общеславянское слово. Форма множественного числа от "сань", в древнерусском языке ещё известного. Исходно - "полозья, змеи") - распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (сани без полозьев - некоторые виды волокуши, тобогган канадских индейцев, кережка лопарей и другие). К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом: открытые сани с верхом (балочок или кибитка), возки и др. Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири сани нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время. Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная, используются также в спортивных целях. Главные части в ездовых санях: полозья, их загнутые концы - головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (если есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. бсэ,ссг,д До конца 18 в. главные части саней -- широкие полозья, копылья (вертикальные крепления полозьев к корпусу), кузов -- были деревянными. Позднее полозья стали более узкими, для прочности их обивали металлическими полосами -- подрезями. Самыми маленькими и лёгкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит тёплой тканью на вате (поэтому такие сани назывались "обшевни" или "пошевни"). Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой или даже тройками лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром);--->

Сани беговые – максимально облегченные сани специальной конструкции. Используются в зимний период для тренировки молодняка в заводах, а также для работы рысаков шагом, тротом и размашкой. ссг

Сбежки, сбежечки - маленькие санки, дровнями, либо обшитые, на которых ямщики возвращаются с обратными лошадьми. (нижегородское)

Спайдер

Стоклет

Сулка(англ. sulky) - старое название бегового экипажа - качалки. ссг

Тарантас - в начале ХIХв. дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии- 4-колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съемными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас расчитан на 2 пассажиров, в параконном имеется третье пассажирское место на переднем сиденье рядом с кучером. ссг

Таратайка

Тавричанка -

Тачанка

Тащилка(тащилки)- в архангельской,вологодской губерниях сани, дровни, салазки, волокушки на жердях, на которых ездять летом по болотам.

Телега - четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).Простая телега состоит из хода, стана, дрог или роспуска и кузова или ящика. В ходе:две оси, четыре колеса, две подушки, две дроги сверх подушек и лисица, вдолбленная, для связи, в обе подушки; задняя скреплена с осью наглухо, передняя дает оси обращаться на шворне (штырь, сердечник или курок); на плечи передней оси надеты оглобли, от концов которых идут к концам оси тяжи, приткнутые чеками; а от задних осей, к приступку или ко грядкам, тяжки. В дроги крепятся подуги, вдолбленные в грядки, кои связаны по концам поперек нахлестками, дудками, вязками; подуги изнутри обшиты дранками или лубом. д,

Тобогган, таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения)- бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3—4 м и шириной 30—40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобоггана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня. Запрягались не лошади, а собаки. Тобогган применяют и современные охотники лесной зоны Канады.

- волокуша индейцев центральной Северной Америки. Основой травуа служили две перекрещенные верхними концами жерди, закреплявшиеся на спине лошади, а до появления лошадей - собаки. ор

(франц. phaeton) – легкий четырехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом,запрягается парой или четвериком. ссг

Фиакр

Фура

Ход - оси с колесами и дрогами или полозья, весь низ у повозок кроме кузова.

Шарабан

"Эгоистка" - одноместная пролетка.

Экипаж - общее название колесных повозок. Источники:

ссг

д

бсэ

мэ

у Урусов

БЕ


Источник: http://harnesshorse.narod.ru/pov.html



Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Повозки для лошадей

Похожие статьи: